Общеизвестный факт: государственные учебные заведения, выпускающие дипломированных дизайнеров, дают сильнейшие базовые знания по рисунку, и итоговой работой каждого студента является дизайн-проект, отрисованный вручную. Тем не менее сегодня частенько можно услышать мнение о том, что ручная подача интерьера изжила себя и больше не представляет интереса для дизайнера, ведь существует множество специализированных графических программ, которые без проблем визуализируют будущий интерьер.

 

Так ли это в самом деле? Можно ли стать профессиональным дизайнером в обход обучению классическим художественным дисциплинам?

А можно ли стать профессиональным журналистом, не освоив элементарного навыка письма ручкой на бумаге? А музыкантом, не овладев нотной грамотой? Теоретически это реально. Вопрос в том, сколько возможностей не откроется перед специалистом, который не будет знать азов своей специальности.

Так же и с дизайном: если дизайнер не умеет рисовать от руки – значит, он не владеет базовыми знаниями, не имеет необходимой дизайнерской основы. Фактически вопрос в профессионализме.

Человек, решивший однажды, что интерьер – это его стихия, часто не до конца понимает, чем ему придётся заниматься в будущей профессии. Ведь дизайн интерьера – это не только гармоничное сочетание подушечек на диване с декоративной штукатуркой на стенах (хотя, безусловно, момент важный). Это сложная работа с чертёжной документацией, размерами, монтируемыми и демонтируемыми конструкциями, развёртками, электрикой, это чёткая ориентировка в размерах мебели, сантехнического оборудования, в прочих составляющих наполнения интерьера и во многом другом. Освоить весь спектр необходимых знаний по этому вопросу комплексно и наиболее доступно можно лишь путём разработки дизайн-проекта самостоятельно и отрисовки его вручную.

Почему именно вручную? В первую очередь, это нужно для самого начинающего дизайнера. Хотя бы единожды тщательно прорисовав каждый сантиметр разрабатываемого интерьера от руки, вычертив в масштабе каждую деталь – от текстуры ламината до полотенцесушителя в ванной – работать с последующими проектами будет гораздо проще и осмысленнее в любом виде подачи.

Самым важным плюсом освоения ручной подачи интерьера непосредственно для дизайнера является прежде всего тренировка ориентировки в пространстве и размерах жилых помещений и их наполняемости. Рисуя от руки с помощью миллиметровки и линейки, у дизайнера вырабатывается пространственно-масштабное видение габаритов помещения, мебели, а также навык определения размера «на глаз».

Также немаловажный плюс отрисовки проекта вручную – это отмывка акварелью. Она даёт начинающему дизайнеру наиболее полное и комплексное представление о свойствах цвета и его поведения в интерьере, позволяет наблюдать за цветом, синтезировать и систематизировать его свойства. В отличие от компьютерных программ, где цвет представлен в готовых палитрах, в процессе отрисовки интерьера дизайнер подбирает и сравнивает между собой цвета вручную, таким образом, получая наглядные знания о физическом и оптическом смешениях цветов, что в перспективе позволит ему прогнозировать поведение цвета в последующей работе с интерьером.

Что касается выбора способа подачи разработанного дизайн проекта – ручной или компьютерной - то он зависит от задач, поставленных перед дизайнером, его возможностями и непосредственно пожеланиями заказчика. На сегодняшний день не существует единой универсальной компьютерной программы для дизайна интерьера, зато есть масса узконаправленных программ, позволяющих в совокупности друг с другом воспроизвести любую самую креативную и необычную идею, что бы оценить, подкорректировать или совсем от неё отказаться. Так, например, программа Autocad чаще всего используется для построения чертёжной документации, в Pro100 удобно работать с мебелью, Сеramic 3D и Domus отлично подходят для дизайна плитки и ванных комнат. И конечно, увидеть свой будущий интерьер любой заказчик хотел бы «как на фотографии», наиболее реалистично, что позволяет программа 3Ds Max. Но и она не универсальна, потому как её актуальнее применять на последнем этапе работы над дизайном помещения, когда проект утверждён и заказчик хочет убедиться в правильности своего решения перед тем, как будут закуплены дорогостоящие строительные и отделочные материалы.

А если нужно рассмотреть предлагаемое архитектурное и стилистическое решение в контексте, например, когда дело касается первоначальных набросков, намётки и разработки концепции интерьера или экстерьера – рисунок от руки будет как нельзя кстати. Это превосходный способ донести дизайнерскую концепцию до заказчика.

Рисунок от руки удобен и пластичен, его всегда можно перерисовать, расставить нужные акценты при помощи простого карандаша, рапиторгафа и акварели. Также довольно часто перед дизайнером ставится задача быстро зарисовать необходимый объект или группу объектов со слов заказчика – тут без умения рисовать от руки не обойтись. Также ручная подача является предпочтительной при отрисовке ткани, в частности в дизайне штор. Часто отрисованная от руки игра складок ткани смотрится гораздо эффектнее и реалистичнее, чем в графической программе. К тому же даже на самый сложный и художественный рисунок штор уйдёт гораздо меньше времени, чем на решение аналогичной задачи в любой из компьютерных программ.

Для того что бы овладеть базовой техникой ручной подачи интерьера, совсем не обязательно пять лет посвящать обучению в архитектурных ВУЗах. Впрочем, верить обещаниям некоторых нечистых на руку учредителей дизайнерских курсов сделать из обычного нерисующего человека виртуозного художника за пару занятий тоже не стоит. В дизайнерском учебном центре «Стахис» выпускной дипломной работой является дизайн интерьера, выполненный в акварельной технике и отрисованный от руки на планшете, а также проект того же интерьера в программе 3Ds Max с приложениями в графических программах Photoshop и Autocad. То есть аналогично высшему уровню образования в нашей стране. Главная задача нашего центра – в полной мере раскрыть художественные способности каждого слушателя и выпустить высококвалифицированного дизайнера с необходимой теоретической и практической базой.

Учиться или не учиться рисовать от руки – это личный выбор каждого дизайнера. Этот выбор очень важен, ведь от него зависит степень профессионализма будущих проектов и дизайнерских решений.