В предыдущих статьях я описала, как разные пропорции использовались в геометрии, античном искусстве и современном промышленном дизайне. У нас осталась нераскрытой тема золотого сечения и еще одного корня — ?5. Однажды, люди натолкнулись на идею пропорций. В различных фигурах постоянно встречались одни и те же закономерности. Это впечатляло. Потом кто-то додумался измерить парочку растений, зверюшек и некоторые части тела. Закономерности оказались и там.

Некоторые видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые — самого бога. А раз священные пропорции так часто встречаются, то можно безошибочно использовать их для чего угодно, например, для web-дизайна.

Вот схема барельефа из гробницы Петосириса, найденной в 1919 году

index clip image002

Рассмотрев схему повнимательнее, в ней можно отыскать и золотое сечение и еще множество разных отношений. Поэтому нет причин не заявить, что Египтяне знали о золотом сечении и сделали это продуманно.
Во-первых, все эти пропорции настолько древние, что все самые гармоничные по-строения хорошо описаны. Открыв справочник, мы видим как самым простецким образом сделать те самые золотые пропорции.

Берем квадрат, рисуем впритык такой же и проводим диагональ AC.index clip image004

С центром O и радиусом OA строим окружность. Продляем линию FE до точки пересечения с окружностью K. Дальше можно повторить фокус с окружностью для стороны AB, но легче провести из К перпендикуляр KH, продлить AB и отметить точку пересечения H.

index clip image006

У нас получился «золотой прямоугольник». Отношение FE к EK такое же, как FK к FE. Что еще более интересно, KF / FB тоже этому равно. Для краткости Греки назвали это отношение ? (Фи). Оно примерно равно 1.618.
Соединим углы исходного квадрата и получившегося прямоугольника. Нарисуем по образовавшимся точкам круг.

index clip image008

Из точек A, O и C проведем дуги с радиусом AB (так как это у нас 1x, а AC — ?5x). Из этих же точек проведем перпендикуляры к AC до пересечения с дугами.

index clip image010

Вот примеры работ, сделанных с использованием «золотого прямоугольника».