В этом разделе речь пойдет о прикладном искусстве — проектировании цветового климата интерьеров, экспозиционных структур и рекламы. Принципы проектирования цветовой схемы любого объекта зависят прежде всего от назначения этих объектов. Разделим их на три основных класса.

I класс — производственные интерьеры, то есть помещения, где выполняется та или иная работа: цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, проектные мастерские и т.д. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.

 

II класс — помещения, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы, но не меньшее значение имеет психологическое воздействие визуальной среды и ее эстетические качества. К таким объектам относятся: предприятия общественного питания, торговые учреждения, зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера). В таких объектах большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка.

III класс — объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, программные выставки, музеи индивидуального характера, инсталляции, рестораны, концертные залы, игровые комнаты. В таких помещениях при выборе параметров цветовой композиции руководствуются в основном художественным замыслом; функциональные требования учитываются в минимально необходимой мере.

При проектировании цветовых схем производственных помещений (в широком смысле этого слова) необходимо учитывать множество факторов. Они разнообразны и порой непредсказуемы; в конкретной ситуации невозможно учесть их все до одного. Основные факторы можно подразделить на следующие группы:

1. Объективные:
1. климат места застройки
2. ориентация помещения
3. размеры и пропорции помещения
4. архитектурно-конструктивные параметры
5. размеры и типы оборудования
6. естественное освещение
7. инсоляция
8. градостроительная ситуация
2. Социально-демографические:
a. контингент трудящихся
b. по образованию
c. возрасту, полу, этническому составу
d. культурному уровню;
e. цветовые предпочтения (на основе обследования или по данным статистики).
3. Производственные:
a. цвет рабочего объекта
b. точность зрительных работ
c. физическая нагрузка
d. умственное напряжение
e. производственные вредности (избыточное тепло, холод, шум, теснота, запахи, обилие предметов в поле зрения, неупорядоченная композиция интерьера, монотонность и пр.)
f. е) длительность пребывания на рабочем месте.
Каждый из этих факторов обусловливает параметры цветовой схемы объекта, к которым относятся:
1. Гамма
2. Цветовая система
3. Набор основных красок
4. Насыщенность (чистота) доминирующих цветов
5. Контрастность (по всем трем координатам)
6. Психологическое и физиологическое воздействие цвета
7. Выявление особенностей архитектурно-пространственной композиции интерьера, тектоники конструкций и оборудования.
8. Эстетизация искусственной среды (производственной, экспозиционной, рекреационной).
Как видим, проектирование цветовых схем интерьеров — дело сложное. На практике оно усложняется ещё многими факторами, не поддающимися учету. Но есть одно обстоятельство, упрощающее дело: цель цветового проектирования — обеспечить физиологический и психологический комфорт человека. К этому в конечном счете сводятся все требования, предъявляемые к качеству цветового проекта интерьера. Хорошая цветовая схема — та, которая максимально доступными средствами создает комфортное самочувствие обитателям интерьера (трудящимся, зрителям, посетителям, жителям).
Рассмотрим процесс проектирования цветового климата на примерах.
Пример А. Заводской цех. Класс I.
Основные факторы:
1а — климат жаркий
1б — ориентация южная
1ж — инсоляция обильная
3е — избыточные выделения тепла, пара, влаги, неприятных запахов
3а — цвет рабочего объекта в интервале красный- желтый
3б — точность зрительных работ — большая.
3в — физическая нагрузка выше средней или большая.
При наличии данных факторов желательно выбирать холодную гамму, светлые колеры, насыщенность цвета малую или среднюю. Темные или насыщенные цвета можно вводить как акцентные, для выявления форм оборудования, мебели, предметов убранства, элементов коммуникаций.
Кроме того, холодная гамма уместна при наличии некоторых факторов группы 2:
2а — мужской контингент трудящихся
2б — образование среднее или высшее
2е — возраст средний или старший
2д — цветовые предпочтения склоняются к коротковолновым цветам.
При значениях факторов, обратных перечисленным, выбираем теплую гамму при тех же характеристиках яркости и насыщенности цветов.
Иногда требования, предъявляемые к цветовой схеме, вступают в противоречие: например, из условий климата и производственных выделений тепла требуется холодная гамма, а контингент трудящихся состоит из молодых женщин, предпочитающих теплые цвета. В таком случае нужно выбрать критерий оптимальности, то есть определить, какой фактор имеет большее значение. Видимо, в нашем примере факторы 1а и 3е следует считать решающими; потребность трудящихся в теплых и насыщенных цветах можно удовлетворить введением в интерьер цеховой графики, растений, окраской некоторых архитектурно-конструктивных элементов (ферм, балок, коммуникаций, стержневых конструкций).
Пример Б. Вестибюль крупного машиностроительного завода. Класс II.
Определяющие факторы:
1. Сложность функций помещения (проходная, бюро пропусков, камера хранения, телефоны, справочное бюро, несколько выходов и пр.)
2. Большая площадь при малой высоте, колонны через каждые шесть метров.
3. Необходимость создания тонизирующего колорита для эмоциональной зарядки трудящихся перед рабочим днем.
Отсюда следуют приемы проектирования цветовой схемы:
1. Цветовое зонирование, выявление направлений потоков людей.
2. Выделение цветом несущих конструктивных элементов: колонн, балок, панелей и др.
3. Введение насыщенных красок теплой гаммы на ограждающих поверхностях; использование яркостных и хроматических контрастов, декоративных фактур, плакатов.
4. Включение в интерьер произведений искусства, живой зелени, цветов — для создания явного отличия вестибюля от производственных цехов.
Пример В. Бытовые помещения завода: столовая, буфет, комната отдыха. Класс III.
В помещениях для приема пищи главные требования — гигиеничность и уют. Доминирующие цвета могут быть более темными и насыщенными, чем в цехах; рекомендуются натуральные материалы с естественной окраской (или их имитация). Гаммы теплые или нейтральные (полухроматические краски), цветовые системы — монохромные или двухцветные, сочетания гармоничные. Нежелательны цвета и фактуры, вызывающие ассоциации с чем-либо грязным, гниющим, ядовитым