Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

 

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые...)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие...)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные...)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие...)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие...)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые...)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские...)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние...)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые...)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические...)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет.

Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

 Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Самая обширная область культуры, где не обойтись безассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.

КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый...

ОРАНЖЕВЫЕ — огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный...

ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый...

ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий...

ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик...

СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый...

ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена...

ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант...

БЕЛЫЕ – СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый...

ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»...
КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

Экзотические названия цветов

Франция ХVIII в.: голубиная шейка, резвая пастушка, веселая вдлва, кардинал на соломе, кака дофина, цвет потерянного времени, цвет бедра испуганной нимфы, селадон, вье роз, сомон, вермильон...

Европа конца ХIХ в.: цвета темные, как тропическая ночь и пылающие, как старое бургундское; цвет истлевающих листьев, серые тона плесени, цвет песка, окрашенного последними лучами заходящего солнца.

Европа начала ХХ в.: жемчужно-серый, бледная голубизна неба, голубиный сизый, цвет вянущей розы, мальва, зелень плакучей ивы, банановый, полынный, нежный белый (цвет овсяной муки, яичной скорлупы, «белая ночь», белая устрица, цвет меда, панцыря светлой черепахи, древесного угля... (см. Мари Канасаар. Мода ХХ века в красках. Siluett №1, 1972)

Современные названия окраски автомобилей: авантюрин — серебристо-черный, валюта — серебристо-зеленый, грин — просто зеленый, дипломат — темно-синий, игуана — серебристо-ярко-зеленый, корсика — серебристо-темно-зеленый, медео — ярко-синий, мурена — сине-зеленый, папирус — серебристо-серо-зеленый, приз — серебристо-золотой, сафари — белый, сапфир — сине-фиолетовый, чароит — сиренево-черный. (Олег Владимиров, Ва-банк, 18.06.2001).

Образные названия цветов у Н. В. Гоголя:

«Суконный балахон дьяка Фомы Григорьевича был цвету застуженного картофельного киселя». «Сюртук Чичикова — брусничного цвета с искрой». ...«День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням».

Из рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»: «Волосы у мальчишки были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который обычно покупаешь в киоске, опаздывая на поезд».

Необыкновенное богатство цветовых ассоциаций находим в произведениях японских писателей. Вот, например, как воспринимает Кобо Абэ синий цвет: это цвет дождя, от которого простужается нищий...

  • цвет времени, когда закрываются подземные магазины
  • цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета...
  • цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали...
  • цвет первого утра после потери работы...
  • цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности...
  • цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей...
  • и другие цвета-цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью — временем (Человек-ящик).

А вот какие ассоциации вызывает КРАСНЫЙ цвет у студентки Анны Балаш:

  • угли под ветром
  • тоска пожарника о новой пожарной машине
  • детали конструктора «Юный тореадор»
  • старая скатерть председателя колхоза
  • повязка автобусного контролера
  • размокший фантик от карамели «Заря»
  • старой нечищенной гильотины
  • газеты «День донора»
  • наливки «Памяти Плюшкина»
  • хорошо выполненных анатомических пособий...и так далее.

Цвето-музыкальные ассоциации

Многие деятели искусств ощущали «звучание» цвета или «окраску» звука. Среди них — композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»:

  • Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами.
  • Крапплак...вызывает воспоминание о страстных, средних и низких тонах виолончели...
  • Холодно-красное...передается в музыкальном выражении более высокими, ясными, певучими тонами скрипки.
  • Оранжевое...подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному.
  • Ярко-желтый...звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
  • Абсолютно-зеленое ...мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.
  • Светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее-виолончели. Всё углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа.
  • Фиолетовое...звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот.

Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют «окраску». Например, у Артюра Рембо:

А — черный цвет, Е — белый, И — как кровь, У — зелень, О — блестит лазурными цветами...

У Рене Гиля:

У — от черного к рыжему, О — красный, А — розовый, Е — от розового до бледно-золотого, Ю — золотые, И — лазурные.

Много интересного о цветовых ассоциациях и синэстезиях читатель найдет в статье С. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» — соч. том 2, 1940 г., а также в стихах и прозе Андрея Белого, и в особенности в его книге «Глоссолалия», 2002 г.

Исследования цветовых ассоциаций

Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева и опубликованных в книге «Цветовой тест отношений» (Л., 1985) Авторы работы — Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд и др.

Личностные характеристики цветов:

Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный

Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.

Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.

Желтый — разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

Коричневый — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

Черный — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.

Серый — нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

В другом эксперименте, (описанном в той же книге), исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась «цветовая картина эмоций»:

Красный — гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.

Желтый — удивление.

Зеленый — удивление и заинтересованность..

Синий — грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр.

Коричневый — отвращение, утомление.

Серый — утомление, грусть.

Черный — страх, гнев.

Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным.

Заключение: «В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых».