Однажды поэт Александр Кушнер посетил музыкальный концерт в зале с красными плюшевыми креслами. Обилие красного произвело на Поэта сильное впечатление, и он, извинившись, спросил художника:

— Цвет — это что?

— Цвет — это Бог, — ответил художник. Поэт, не возражая собеседнику в принципе, всё же находит цвет поближе, на уровне земли. Он ощущает цвет в фактурах плюша, листьев растений, запахе клевера и мяты. Цвет для него неотделим от материи, от всего живого. Его радуют не только красные кресла, но и синие волны, черные скалы и белые мостовые.

Цвет вездесущ; для зрячего существа он заполняет всю сферу окружающего пространства и исчезает только тогда, когда в поле зрения нет света, или же отсутствует само зрение.

Стало быть, цвет не возникает без света (проверьте, читатель, сами). Что же такое свет? Мудрецы древности отвечали на этот вопрос с удивительным единодушием: свет — это Бог.

Источники света обожествлялись в культуре всех древних народов: солнце, луна, звезды, огонь, молния персонифицировались в мифологических образах Атона, Митры, Ахурамазды, Сурьи, Брахмана, Исиды, Иштар, Венеры, Агни, Рудры, Зевса и множества других.

В эпоху позднего эллинизма появилась потребность отыскать общее начало мира, единое божество. И оно было найдено трудами ученых Древней Греции — Платона, Парменида, Прокла, Ямвлиха, Плотина, Синезия. Этот бог-демиург, творец мира, был назван Единым, и эманация Его (исходящая от него энергия) была названа СВЕТ. Свет — это само Единое. Свет есть энергия Единого. Свет — душа мира. (Плотин). Иными словами, свет — это Бог. Он ведь и сам подтверждает эту истину:

Я свет миру (Ин. 8:12).

Я свет пришел в мир (Ин. 12:46).

Бог есть свет (1 Иоан. 1:5).

Художник, ответивший Поэту на его вопрос о цвете, был не совсем прав, но не так уж далек от истины: цвет—это свет, претерпевший столкновения и взаимодействия с материальными телами, в том числе с органами зрения (у кого они есть).

Определение Гете: Цвета — деяния света, деяния и страдания...

Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета.

Определение Шеллинга: Свет в соединении с не — светом (т.е. телом) есть замутненный свет, то есть цвет.

Цветовой феномен есть раскрывающаяся почка света...

Определение Платона (самое красивое): Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать.

И, наконец, современное научное определение: Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.

Еще две классические аксиомы: Свет сам по себе невидим; он как таковой только мыслим.

 Все, что мы видим — это цвет. (Аристотель).

Феномен цвета имеет двойственную природу. Объективная его составляющая — свет; субъективная — зрительное ощущение.

Свет — адекватный возбудитель зрительных нервов, которые никаких других сигналов не могут послать в кору головного мозга, кроме импульсов, возбуждаемых светом. Поэтому мы и ощущаем зрением только цвет (результат переработки света). Впрочем, довольно физики. Важнее для нас то, что все небесные тела, излучающие свет, а также все земные тела и вещества, отражающие его сияние, были предметом обожания и воспевания поэтов всех времен и народов.

В древности люди молились светоносным богам, распевали им гимны, возжигали ароматы. В Средние века изображали Бога и святых с золотыми нимбами над главами, бликами света на лицах, руках, одеждах; наполняли храмы сияющим светом цветных витражей, блеском смальтовых мозаик и золотых окладов икон.

Искусство Нового времени изображает световые эффекты средствами живописи: сопоставлением бликов, теней и рефлексов, затем в конце ХIХ века открывает новый способ изображения световых эффектов — при сопоставлении теплых и холодных красок на освещенных и затененных поверхностях предметов.

Наконец, в ХХ веке в живописи воссиял свет во всем своем великолепии, вытеснив «подражательную» форму со всеми ее элементами.

Появилось новое искусство — ОП-АРТ, искусство света и цвета. Извечный Бог-Свет — занял подобающее ему царское место на троне, и одесную Его воссел пророк Его, Виктор Вазарели.

Оп-арт — искусство абстрактное, по преимуществу нефигуративное. Линии и пятна здесь подчиняются строгой математической дисциплине, вычерчиваются циркулем, линейкой, угольниками; очертания фигур — прямолинейные, круговые, эллиптические или параболические. Произведение живописи кажется нерукотворным — настолько точны линии и гладки окрашенные плоскости. Изобразительные средства классического оп-арта — линия, полоса, круг, треугольник, квадрат, ромб, параллелограм. Живописные приёмы: цветовые ряды, растушёвки, муаровые эффекты пересекающихся линий, иллюзии отражений, бликов, глянцевых и светящихся поверхностей.

Главный герой живописного оп-арта — свет, монохромный или ахроматический, изображенный или натуральный, уловленный зеркалами, призмами, линзами, блестящим металлом или излучаемый искусственными источниками света. Если в этом стиле используются два, три и более цветов, то картина излучает собственный свет благодаря чистоте и яркости красок, а также их подбору. Гармоничная система красок, будь то пара, триада или многоцветие, так же светоносна, как радуга или спектр белого света. В зрительных центрах коры головного мозга разделенный на цвета свет опять объединяется в Единое белое сияние.

Искусство света и цвета переживало свой «звездный час» в середине ХХ века, но и по сей день оп-арт продолжает жить как в «чистой» живописи, так и в декоративно-прикладном искусстве.

Виднейшие представители этого стиля (помимо Вазарели): Р. Делоне (Франция), Й. Альберс (Германия), Д. Балла, Д. Северини (Италия), Р. Артымовский, Я. Эйсымон, А. Яхтома, Т. Виктор (Польша), А. Колейчук, Ф. Инфанте (Россия), С. Лапша, В. Ересько (Белоруссия), Б. Райли, Ф. Стэлла, Р. Анушкевич (США).

Курс колористики в Белорусской Академии искусства включает упражнения в стиле ОП-АРТ. Формы заданий разнообразны:

1. Световые рекламы различных учреждений (магазин электротоваров, дискотека, филармония, консерватория, пункт обмена валют).
2. Визуализация представлений о природных источниках света и светоносных телах (солнце, луна, звезда, снег, облака, иней ,туман).
3. Оп-арт в интерьерах вводных залов к выставкам (музыкальных инструментов, электро-товаров, компьютерных технологий, драгоценных камней, стекла и хрусталя).
4. Пространственно-световые эффекты в изображении «невозможных» фигур. Плакаты по технике безопасности в стиле Эудженио Карми.