Мария МОСКАЛИК:
Я рада, что могу делать добро людям;

Легко отвечать добром на добро, не правда ли? Легко прощать неправильные поступки людям, которых ты любишь. Но всякий ли способен быть столь благодарным и благородным по отношению к чужому человеку, предавшему, причинившему тебе боль? А ведь, пожалуй, в этом ― высшая мудрость человеческих взаимоотношений и та самая любовь к ближнему, завещанная нам две тысячи лет назад... Надеюсь, что это интервью поможет многим из вас пересмотреть свои отношения с людьми, как помогла это сделать мне встреча с Марией Михайловной МОСКАЛИК, директором фирмы «Стахис».

― Я благодарна тем людям, которые когда-то создавали мне проблемы, несправедливо обижали. В том, чего я достигла, есть и их большая заслуга ― они не давали мне расслабиться, успокоиться и тем самым придавали сил. Мне даже хочется устроить праздник, пригласить их всех, поблагодарить и подарить подарки, ― так совершенно неожиданно начался наш разговор с Марией Михайловной.

Наверняка на этом празднике нашлось бы место работникам, которые едва не привели дела фирмы к краху. Для исправления их ошибок пришлось работать дальше, многому учиться самой и впоследствии особенно тщательно относиться к подбору кадров. В числе приглашенных я представила и тех, кто не поверил в перспективность совместного бизнеса. Услышав «на прощание» от несостоявшегося компаньона, что без денег все равно ничего не получится, Мария Михайловна твердо решила доказать обратное. Она организовала учебные курсы, благодаря которым многие люди поверили в себя, сумели развить свои художественные способности и даже начать новую жизнь.

Это только на первый взгляд кажется, что «Стахис» ― просто хорошие курсы подготовки дизайнеров. На самом деле это нечто гораздо большее ― реальный шанс открыть свои талант, найти ему достойное применение, поверить в себя и свои возможности. Талант дизайнера, считает Мария Михайловна, есть практически у каждого человека, только у некоторых он проявляется с детства и постоянно развивается, а кому-то необходимо пройти азы наук дизайна, чтобы возродить его к жизни.

― Еще работая в школе, я замечала много талантливых детей, ― рассказывает Мария Михайловна. ― Знаете, рисунки на партах никогда не приветствовались, но были такие шедевры, которые даже учителей восхищали. Очень хотелось как-то помочь способным ребятам. Но чаще всего это были дети из бедных семей, которые даже мысли не допускали об учебе в художественном училище или академии. Да и аттестат с «тройками» ограничивал выбор будущего. Создавая свои курсы, я прежде всего думала о таких ребятах, которым может быть не дается математика или химия, но они художники от Бога и своим талантом могут обеспечить себе жизнь. И по опыту скажу, что старалась не зря ― большинство выпускников «Стахиса» нашли работу по специальности, занимаются делом, которое им нравится, и с которым они прекрасно справляются. Дизайнер по интерьеру, ландшафту, оформлению полиграфической продукции или наружной рекламы ― будет расти и потребность в этих специалистах, и требования к их подготовке. И за наших выпускников я могу быть спокойна, потому что уровень их подготовки достойный.

― Да и Вы тоже, Мария Михайловна, нашли себя в этом деле, судя по тому, как у Вас глаза светятся радостью, когда Вы говорите о своих курсах. Было ли легко найти единомышленников, которым это дело так же интересно?

― Не сразу. Когда я осталась одна со своей фирмой, со мной рядом оказался порядочный человек, талантливый художник Валентин Иванович (его уже нет в живых, и сердце до сих пор наполняется болью, когда я думаю об этой утрате), который сказал: «Я вам подставлю плечо». Благодаря ему и были созданы курсы дизайнеров. В том, что необходимость в таком образовании есть, я убедилась даже тогда, когда размещала в различных изданиях объявления о приеме на курсы. Люди, называющие себя «компьютерными дизайнерами», только и владели графическими программами, но подчас не имели элементарного представления о правилах композиции, цветоведении, о многообразии художественных приемов. Многие из них охотно шли к нам учиться. Хороший дизайнер должен владеть не только «электронной кистью» ― компьютерной графикой, но и искусством дизайна. Направления курсов расширялись по мере того, как возникла потребность в новых знаниях, в том числе и освоении компьютерных программ для Веб-дизайна, программ для проектирования ― AutoCAD, ArchiCAD.

Практически параллельно с учебными курсами фирма «Стахис» занялась другим направлением ― наружной рекламой. Конкуренция была и тогда, восемь лет назад, поэтому каждого заказчика надо было ценить и угождать ему (впрочем, и сейчас мало изменилось). Первое время работали на имидж, на перспективу, прибыли практически не было. Солидные заказы ― все это пришло, но не сразу.

― А кто Ваши предки, Мария Михайловна? От кого Вы унаследовали эту решительность, самоотдачу?

― Это действительно передается из поколения в поколение. И по папиной, и по маминой линии все были зажиточными (кулаками и подкулачниками). Как объяснял мне в детстве дедушка, кулаками называли людей работящих. Тех, кто вместо подушки под голову кулак подкладывал, чтобы не заспаться. Рука занемеет, проснешься часа в 4 утра ― и за работу.

Работали не покладая рук, мудрыми и щедрыми их люди называли, говорили: «Жил Александр (это мой дедушка по маме) из дома не выпустит, не накормив и не напоив». А когда советская власть пришла, все отдали, не жалея ― жизнь дороже. Да и знали, что если руки и голова есть, то все наживется».

― Но кое-что в наследство Вам все-таки досталось ― трудолюбие, щедрость, любовь к людям...

― Да! И я благодарна им за это. И в первую очередь ― моей мамочке, на поддержку которой я всегда могу рассчитывать. А людей я всех люблю, жалею и прошу прощения у всех, кто в обижен на меня. Я хочу, чтобы у всех все сложилось удачно, и могу посоветовать по своему опыту ― не бойтесь, идите к своей цели.

― Неужели у Вас никогда не возникало чувство неуверенности, страха?

― И не один раз. Например, когда фирма расширялась. Тебя окружает все больше людей, которыми надо руководить ― и ты боишься сделать ошибку, неверный шаг. Я поняла, что руководитель должен не только сам что-то уметь делать или принимать решения. Он должен уметь выслушивать мнения своих подчиненных, оценивать, анализировать. Именно таким руководителем я и стараюсь быть.

― Вы требовательный руководитель?

― Да, но в той степени, в какой этого требует работа. Может быть, поначалу я слишком близко принимала все к сердцу. Представьте, когда работник плохо выполнял заказ, мне было стыдно перед заказчиком. Обидно и досадно было потому, что самой мне никогда не приходилось краснеть за себя. Нигде и никогда никто не отчитывал меня за плохую работу. Знаете, почему? Я привыкла к тому, что деньги надо ЗАРАБАТЫВАТЬ, а не ПОЛУЧАТЬ, независимо от того, работаешь ты на государство, на кого-то или на себя. Спасибо маме, она с детства приучила: «Сделал дело ― гуляй смело». Те, кто привык ПОЛУЧАТЬ зарплату, а не ЗАРАБАТЫВАТЬ, не добьются успеха, равно как и те, кто руководствуется принципом «как платят ― так и работаю». Нужно работать хорошо ― это ценится и оплачивается соответственно.

К счастью, сейчас в команде со мной люди, которые умеют работать, и не думают о том, что они делают это для кого-то. Хорошую работу я всегда оплачу по достоинству. И тот, кто это понимает, кто хочет добиться успеха, и роста, не сидит сложа руки. Да и время сейчас изменилось, люди по-другому смотрят на частный бизнес.

Многие по-прежнему боятся сдвинуться с места ― им кажется, что у них ничего не получится. Могу сказать, что у меня получилось не потому, что я какая-то особенная. Просто я всегда знала, что надо идти вперед. А еще, как человек верующий, я знаю, что надо обращаться к Богу не только тогда, когда у тебя все плохо. Надо благодарить его за все ― за жизнь, за радость, за испытания, за то, что ты имеешь возможность делать добро людям, за все, что Он дал тебе. Для того чтобы достичь того, чего ты хочешь, только лишь образования недостаточно. Нужна мудрость, которая тоже дается нам Богом.