По-настоящему живое определение компьютерной графики звучит словами американского ученого в области информатики, пионера электронной графической технологии Айвена Сазерленда: «Для меня графика – своего рода дверь в Зазеркалье, через которую я не только познаю наш мир, но и создаю свой собственный».

В настоящее время графика настолько широко распространена во всех областях компьютерной деятельности, что к компьютерной графике можно отнести почти все. Однако видов и способов ее создания много – от двухмерной графики, создаваемой на плоскости экрана (по аналогии с обычным листом бумаги или другой поверхности), до трехмерной, моделируемой в электронном трехмерном пространстве (наподобие скульптуры).

Векторная и растровая графика создаются на электронной плоскости, то есть относятся к двухмерной графике. При этом технология их создания принципиально отличается.

Векторная графика – это графика, основанная на математическом описании изображения. Пользователь задает опорные точки (узлы), а линии, соединяющие эти точки, строятся по определенным математическим формулам. В итоге векторное изображение представляет собой комплекс геометрических фигур и кривых. Векторная графика незаменима в современном графическом дизайне, поскольку полностью согласуется с сутью дизайн-проектирования – построением.

Лучшие стороны векторной графики: простота масштабирования, трансформации, перемещения и согласования объектов между собой. Векторный объект легко изолировать от других объектов, либо, наоборот, сгруппировать. Высокое качество при печати на больших форматах, так как при масштабировании полностью сохраняется исходное математическое описание изображения. Недостатки: большой размер электронного документа.

Растровая графика появилась позже векторной, но получила очень широкое распространение ввиду большей простоты реализации. Растровое изображение выстраивается из элементарных «точек» разных цветов, называемых пикселями. Технология создания изображения из пикселей подобна классической мозаике, когда изображение выложено из кусочков материала, но на определенном расстоянии воспринимается как единое целое. Каждый пиксель в растровой матрице содержит информацию о цвете, значении яркости, прозрачности.

Лучшие стороны растровой графики: при помощи растровой графики можно достичь высокого уровня фотореалистичности, достичь точных и тонких переходов как цвета, так и формы. Растровая графика является универсальным способом хранения и передачи изображений. Недостатки: при сжатии растрового изображения происходит замена большего количества пикселей на меньшее, то есть некоторая часть информации безвозвратно утрачивается. Если же увеличить разрешение (количество пикселей) в изображении с исходно низким разрешением, то исходные пиксели будут просто продублированы, что в итоге не приведет к улучшению качества.

Преподаватель учебного дизайн-центра «СТАХИС» Адамейко-Першенкова Галина Петровна