Для создания желаемого интерьера дизайнер в своей практике использует различные композиционные приемы зонирования. От того, насколько автор проекта владеет этими приемами, зависит будет ли данное окружающее пространство обладать благоприятными комфортными условиями осуществления в нем жизнедеятельности.

Формирование пространственной среды интерьера прежде всего зависит от выбранного способа зонирования, от сформированных мебельных групп, грамотно подобранных аксессуаров, свето-цветового микроклимата, взаимосвязи экстерьерного и интерьерного пространства в целом.

Характер мебели, взаимное расположение зон, способы обозначения их границ во многом определяют целостность или расчлененность пространства, расширяют либо ограничивают, соподчиняют, определяют наличие доминант или акцентов.

Изначально немаловажную роль играет выбор свето-цветопространственного решения общего объема, который создает общий объем как в дневное так и в вечернее время. Для естественного освещения одним из основных элементов будет являться оконный проем («его убранство») в контексте решения общей задачи распределения зон отдыха. Ориентация оконного проема, период непрерывной инсоляции в течение всего светового дня сформируют требование по выбору его декорирования (будь то «римская штора», «французские портьеры» и т.д.) Технически, выполняются данные расчеты по вопросам избыточной или наоборот недостаточной инсоляции, по солнечным транспортирам (солнечным линейкам). Для искусственного освещения основной программой зонирования станет формирование общего объема световой предметно-пространственной среды с расчетом количества осветительных приборов на 1 м2 площади по зонированию верхнего, среднего и нижнего уровней освещения. Другой вопрос, насколько грамотно необходимо распределить декоративные элементы, подобрать их цветовую гамму, так как цветовосприятие предметов человеческим глазом различно при естественном и искусственном свете.

Построение пространственной композиции интерьера (достижение композиционного единства) предполагает связывание отдельных предметов мебели, мебельных групп, оборудования, декоративных элементов, аксессуаров в общую интегрированную среду. Одним из основных способов формирования среды выступает трансформация. В английском языке слово transform означает «преображать, превращать». Трансформер – это любой предмет, конфигурацию которого можно целенаправленно изменить. Целью изменения конфигурации мебели и оборудования является чаще всего выступает экономия пространства с сохранением либо изменением его функционального назначения в процессе трансформации. Это прием характерен для малогабаритных квартир, квартир-студий и т.д., где основной задачей зонирования является вписать трансформируемую мебель в устаревшие параметры жилой среды. Формирование интерьерной объемно-пространственной среды может проводиться по законам симметрии, асимметрии, дисимметрии. Проследить данное формирование законов можно в выполненных по заданиям работах слушателей СТАХИСА:

Композиционная целостность как один из признаков системного подхода к зонированию интерьера определяется пятью системными свойствами: автономностью, активностью, интегрированностью, самодостаточностью и устойчивостью. Что в полном объеме рассматривается как в теории так и на практике на занятиях в СТАХИСЕ.

Однако приоритеты в разработке трансформируемой мебели постоянно меняются, как меняются материалы, конструкции, технологии, наше представление о комфорте, уклад жизни.

Н.Н.Шуляковская